IT-индустрия отвечает на этот вопрос ежедневно и даже ежеминутно, вот только результат зависит от того, какой подход выберет работодатель. В одном уверен точно – сделать работу программиста более продуктивной можно, причем без жестких дедлайнов. 

Максим Прохоров,
основатель PmPartners

IT-творчество как способ решить задачу

Работа программиста редко сводится к рутинным однотипным задачам. Зачастую, выполняя то или иное задание, эти специалисты применяют творческий подход, поскольку сталкиваются с большим количеством неизвестных, сюрпризов от смежных исполнителей, а еще ошибками в проектировании и прочими непредсказуемыми моментами.

Теперь представьте, что, имея более сложный процесс, чем предполагалось в исходной точке проекта, программист должен справиться с ним в заранее установленные сроки. Как думаете, что он выберет – максимально качественное решение задачи или соблюдение дедлайнов?

Если руководителю программиста очень нужно, чтобы все было выполнено точно в срок, есть смысл к плановым трудозатратам добавить запас – на всякий случай. В длинную разработку желательно добавлять 40% времени, а в короткие промежутки – иногда и 100%. Это спасает от проблем, связанных со срывами сроков выполнения заказа. Правда, такой подход снижает работоспособность самого сотрудника.

Применяя другой метод, можно планировать не сроки решения задач, а продуктивность. Например, если вы приблизительно знаете, насколько быстро работает команда, то можете запланировать соответствующий объем работы. Это повышает продуктивность примерно вдвое, поскольку в расчет вы принимаете реальные возможности сотрудников. Но данный способ сработает, если менеджер готов принять, что его команда сейчас может делать именно столько и не начнет «закручивать гайки» при помощи KPI. В нашей практике был кейс по разработке мобильного приложения. Благодаря миксу разного уровня сотрудников, мы могли выравнивать сроки за счет продуктивности. Но тут важно, чтобы команда была в регулярной коммуникации и могла друг друга страховать.

И третий вариант – сделать акцент именно на скорости: выстроить задачи в очередь, и программист просто решает их одну за другой. Да, в данном случае сроков нет, но, зная скорость выполнения и номер задачи в очереди, можно примерно понять, когда она будет выполнена. Тут важно не заставлять программиста самого высчитывать это время. Такой метод на практике зачастую приводит к довольно высокой продуктивности.

Какой подход к программисту наилучший?

Тот, который обеспечивает его защиту, ведь программист и правда в ней нуждается. Если вы хотите, чтобы в работе такого сотрудника качество выполнения задач и затраченное на это время были оптимально соизмеримы (кончено, именно для вас), снимите с программиста непрофильную нагрузку. В том числе планирование собственной работы, а также не допускайте «простоев» и сведите к минимуму участие в совещаниях.

Многое зависит и от построения работы всей компании. Когда у программистов «завал», весь коллектив должен понимать, что второстепенные задачи не нужно подавать как неотложные, они могут немного подождать.

По сути, программисту необходимо одно – спокойно программировать, а не расставлять приоритеты, думать о трудозатратах и тратить огромное количество времени тратится на совещания и переписки в чатах. Чем меньше программиста отрывают от главной обязанности, тем быстрее и лучше у него получается справляться с задачами в определенные сроки.

Казалось бы, все просто, вот только менеджеры постоянно норовят нарушить столь очевидное правило. Лучше подумайте, как избежать лишнего давления. И в виде благодарности от программиста вы получите качество и соблюденные дедлайны (конечно, если они реальны).