Многим знакомы переживания перед первым собеседованием в компанию – когда дверь вот-вот откроется, и рекрутер пригласит в кабинет, чтобы задавать вопросы, вслушиваться в ответы, оценивать реакцию, тон, мимику и жесты… Теперь такой волнующий разговор можно заменить перепиской с виртуальным рекрутером в чате. Редакция онлайн-журнала The Point выяснила, как пройти собеседование с ботом.

Функции бота и успешные кейсы

Такая практика активно развивается во всем мире. Например, рекрутинговая компания FirstJob (Сан-Франциско) создала чат-бот по имени Мия (и была переименована в Mya Systems). Бот оценивает соответствие резюме требованиям вакансии, задает уточняющие вопросы кандидатам и отвечает на их ключевые вопросы, передает информацию рекрутерам. А бот в компании Job Pal (Берлин) помогает соискателям и рекрутерам находить друг друга, подбирает релевантные вакансии, поддерживает коммуникацию.

В украинских компаниях боты пока что используются нечасто, но уже есть первые примеры применения данного инструмента. Например, в агрохолдинге МХП чат-бот приглашает кандидатов на собеседование – виртуальный интеллект согласовывает удобное время, создает событие в календаре рекрутера, бронирует комнату для переговоров. В Deloitte в этом году был запущен рекрутер-бот D.TalCa (Deloitte Talent Candidate, или просто – Деталька), который проводит первичные собеседования, рекомендует соискателям вакансии, знакомит с компанией, ее историей, структурой, ценностями и сотрудниками, информирует о важных событиях. И уже есть успешный кейс – сотрудник, который начал коммуникацию с работодателем именно с помощью бота, а затем прошел дальнейшие этапы интервью.

«Наша основная целевая аудитория среди соискателей – студенты и выпускники вузов, – отмечает Александр Ямпольский, менеджер налогово-юридического департамента Deloitte и лидер команды разработчиков D.TalCa. – Наши команды нуждаются в новых сотрудниках. Компания готова приглашать кандидатов без опыта работы и помогать им развиваться».

В Deloitte пять бизнес-направлений: аудит, консалтинг, управление рисками, корпоративные финансы и налогово-юридический департамент. В год компания набирает около 100 новых сотрудников, среди которых больше половины – студенты. Поэтому рекрутер-бот – это, прежде всего, реакция на интересы нового поколения, которое любит «чатиться» в мессенджерах. Но ограничений, безусловно, нет – пройти отбор таким образом могут и опытные специалисты.

Кроме того, чат-бот помогает ускорить процесс и сэкономить время: в компанию приходят сотни резюме, и все их нужно прочитать и проанализировать. Теперь такой скрининг может частично выполнять виртуальный помощник.

1. Не бойтесь попробовать

В подаче кандидатуры с помощью рекрутинг-бота нет ничего сложного: например, в случае с Deloitte нужно найти D.TalCa в Telegram и начать «диалог», следуя подсказкам бота. «Деталька» предоставит базовую информацию о компании, затем спросит, заинтересован ли кандидат в вакансиях, и задаст уточняющие вопросы, чтобы подобрать только релевантные определенному соискателю предложения. Весь процесс занимает несколько минут, и если провести «беседу» правильно, то на дальнейших этапах у кандидатов даже не запрашивают стандартные резюме.

Иногда кандидаты отвечают на вопросы некорректно или просто, ради фана, дают нерелевантную информацию – например, могут назваться Иваном-царевичем или Лягушкой-путешественницей.

2. Отнеситесь к «разговору» серьезно

Проходя блиц-собеседование с ботом, помните: программа только собирает информацию. Ответы же оценивает не бот, а специалисты по подбору сотрудников.

«Все ответы консолидируются в специальной платформе, и мы получаем информацию в удобном формате», – рассказывает Анастасия Овчаренко, старший специалист по развитию бренда работодателя и рекрутингу Deloitte. Затем эта информация анализируется, и, если кандидат соответствует необходимым критериям, с ним связываются и приглашают пройти дальнейшие собеседования с рекрутерами и менеджерами. То есть в коммуникации с ботом важно указывать максимально полные и достоверные данные.

«Иногда кандидаты отвечают на вопросы некорректно или просто, ради фана, дают нерелевантную информацию – например, могут назваться Иваном-царевичем или Лягушкой-путешественницей, – делится опытом Анастасия. – Некоторые даже проявляют агрессию, называют рекрутер-бота глупым, забывая о том, что это все-таки не живой человек, а программа, алгоритм». Тем не менее, принимать решения о соответствии кандидата будут именно люди – и такое виртуальное поведение уже многое говорит о кандидате. Так, в компании был случай, когда соискатель, который запомнился своим враждебным общением в чате, подал свою кандидатуру и привычным путем, но отбор не прошел.

Рекрутер-бот создан «человечным», может шутить или отвечать на некоторые необычные вопросы – в частности, рассказать, как пройти в библиотеку в два часа ночи.

3. Обдумайте ответы

«Один из ключевых параметров при рассмотрении кандидатов – соответствие ценностям компании, и это, конечно, определяется на дальнейших этапах рекрутинга», – отмечает Александр Ямпольский. Но сделать первые выводы можно уже на этапе коммуникации с ботом. Важно адекватно реагировать и отвечать на вопросы – например, о своем образовании, опыте, уровне владения английским языком, предпочтительном графике работы, мотивации.

Рекрутинг-бот создан для упрощения подбора и экономии времени – как кандидатов, так и самой компании. Это позволяет отказаться от резюме и даже в некоторой степени заменяет этап знакомства на собеседовании. Если же не ответить на вопросы корректно, потенциальный работодатель или начальник запросит у кандидата дополнительную информацию и резюме, или кандидатура не будет воспринята как подходящая.

4. Оставайтесь собой

При этом в беседе с виртуальным рекрутером можно и нужно оставаться собой. Рекрутер-бот создан «человечным», может шутить или отвечать на некоторые необычные вопросы – в частности, рассказать, как пройти в библиотеку в два часа ночи. Поэтому и соискатель тоже может шутить, давать остроумные ответы, как и на собеседовании, главное – знать меру, соблюдать баланс делового и неформального в коммуникации. Впрочем, как и на очном интервью.

По словам сотрудников Deloitte, D.TalCa будет «умнеть» и дорабатываться – компания анализирует обратную связь от кандидатов, совершенствует процесс, планирует добавить функцию уведомлений, если на момент обращения для кандидата нет релевантных вакансий, а затем такие возможности появились.

К тому же, по прогнозам HR-экспертов, такая практика будет все более популярной и в других компаниях, в будущем первичный отбор кандидатов в компании будет проходить именно в таком виртуальном режиме – поэтому есть смысл привыкать и осваивать искусство коммуникаций с виртуальными рекрутерами.